Немного о сульфатации и восстановлении батарей…

Что такое сульфатация и как она влияет на емкость батареи? В принципе, процесс сульфатации или преобразования активных веществ на положительных и отрицательных пластинах при разряде аккумуляторов в сульфат свинца – явление составляющее основу работы свинцово-кислотного аккумулятора, так же, как и обратный процесс преобразования сульфата в активные вещества при заряде. На положительных пластинах это двуокись свинца, на отрицательных – губчатый свинец. Таким образом, в полностью разряженном аккумуляторе все пластины (и положительные, и отрицательные) состоят из одного и того же вещества – сульфата свинца. При этом после каждого цикла разряда батарею необходимо полностью зарядить, независимо от глубины разряда, чтобы весь сульфат преобразовался в активные вещества. В таком режиме аккумулятор может работать весь расчетный срок службы. Однако, если после разряда аккумулятор не будет поставлен на заряд - кристаллы сульфата свинца начинают укрупняться, активная поверхность уменьшается, так же, как и их способность растворяться (преобразовываться в соответствующие активные вещества). Такой процесс укрупнения и образования труднорастворимых кристаллов сульфата и называется сульфатацией. Чем дольше аккумулятор стоит разряженный – тем вероятнее возникновение этой неисправности. Емкость аккумулятора снижается за счет уменьшения активной массы, способной зарядиться и участвовать в электрохимических процессах. Плотность электролита ниже нормы, температура растет, внутреннее сопротивление увеличивается. Всё это приводит к резкому падению всех характеристик батареи в целом.

Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя батареи из-за сульфатации достаточно выполнять простое правило: после любого разряда (даже частичного) обязательно незамедлительно поставить батарею на заряд. Хранить батареи только в полностью заряженном состоянии, периодически проверяя плотность электролита и производя, при необходимости, подзаряд.

А если все-таки сульфатация возникла? Конечно, правильнее всего - обратиться к профессионалам. Но можно попробовать восстановить батарею самостоятельно, если процесс не зашел слишком далеко…  Для этого батарея ставится на так называемый десульфатирующий заряд. Это заряд очень маленьким током – 0,01С5 . Время заряда зависит от глубины сульфатации. Это может быть несколько дней и даже неделя. Главный критерий окончания процесса десульфатации – восстановление нормальной плотности электролита в каждом из аккумуляторов батареи. В наиболее трудных случаях приходится сливать электролит и проводить заряд на дистиллированной воде для ускорения растворения сульфата. В конце процесса производится корректировка плотности электролита.